ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
Изотерапия..
Изотерапия..  

*Иногда изотерапию называют просто арт-терапией.

Салли Брукер
Арттерапия – общий язык исцеления.

Арттерапия – это профессия, в которой используется исцеляющая сила творческого созидания. Арттерапия включает визуальные репрезентации искусства, такие как рисунок, живопись, скульптура и т.д. В рамках целительного процесса арттерапии главенствующая роль отдается процессу сотворения искусства. Арттерапевт, как правило, - это умелый художник, который обладает пониманием сложного процесса творчества. Он или она также обладает знаниями в области психологических условий, которые позволяют человеку реализовываться в жизни. Арттерапевт с помощью глубинной чувствительности может способствовать тому, чтобы творческий процесс стал исцеляющим. Он или она также могут помочь человеку понять его бессознательные мотивации и сомнения, которые проявляются символически в процессе творчества. В результате подобного сотрудничества, обычно, проявляются психологические изменения. Выразительное искусство тоже является результатом этого.
Два основных подхода в Арттерапии

Доктор Маргарет Наумберг, практикующий психолог, проходя обучение психоанализу, обнаружила, что просьба пациентов нарисовать свои сновидения и эмоции значительно обогащала процесс психотерапии. Искусство стало средством проекции эмоционального материала переноса, что позволяло пациенту «посмотреть» на проблему с определенной психологической дистанции. Рассмотрение искусства как конкретного и экстэрнализованного эстетического выражения помогало психотерапевту и клиенту создать целительный альянс. Они получили возможность обсуждать аспекты, получившие отражение в рисунке, живописном полотне или скульптуре, в аналитическом ключе и предлагать различные способы их изменения. Эти изменения могли быть включены в саму художественную работу или в новую работу для того, чтобы пациент мог почувствовать, каким могло бы быть изменение, и в чем могла бы состоять разница. Подобная форма работы была позже названа термином Психотерапия искусством. Существовало убеждение в том, что искусство служит более высокой цели психотерапии. В рамках этой формы арттерапии самому процессу творчества выделялась роль на столько значительная, на сколько значительную помощь он оказывал процессу психотерапии. Например, давайте рассмотрим случай Руфь. В данной статье все приведенные случаи пациентов будут составными из случаев нескольких пациентов, что служит для того, чтобы продемонстрировать определенную мысль и защитить анонимность пациентов. Руфь – это женщина 34 лет, страдающая депрессией и тревожным расстройством, недавно пережившая развод с мужем. В связи с проблемой постоянного употребления алкоголя, судья постановил, что опеку над двумя пятилетними дочерьми – близняшками должен осуществлять ее отчужденный муж. Руфь начала свою сессию с рассказа о сне, который она видела, и который был о ее детях. Во сне дочки плакали, а она не могла найти их. Она проснулась в одиночестве и сильном огорчении, что повлекло за собой употребление алкоголя. На своей арттерапевтической сессии она рассказала этот сон и ее попросили нарисовать его. Несмотря на то, что Руфь считала это занятие бесполезным, она все же нарисовала сон. Во время рисования Руфь не сдерживала слез, и воссоединилась со своим страхом покинутости и со своей яростью по отношению к мужу. Картина отразила ее боль, грусть и беспомощность в сложившейся ситуации. После окончания рисунка она говорила с меньшим напряжением и смогла в дальнейшем обсудить с арттерапевтом свои чувства. После этого арттерапевт предложил Руфь сделать новый рисунок, на этот раз, отражающий ее связь с детьми. Посредством этого рисунка Руфь смогла осознать свои значительные ресурсы как матери и начать признавать, что дети это тоже ценили. Она также научилась тому, что можно использовать процесс рисования для разрядки эмоционального напряжения гораздо менее деструктивным способом, чем пьянство. Рисунок можно было взять домой и повесить на стену как напоминание о том, что было ценно для Руфь. Рисование стало связующим звеном между Руфь и ее детьми, ее внутренними ресурсами и ее терапевтом. Это помогло Руфь начать осознавать то, что существуют менее деструктивные способы мышления и поведения. Она смогла начать интернализировать эти новые чувства таким образом, что она смогла почувствовать изменения.

Другой арттерапевт – пионер, Эдит Крамер, беженка из Австрии, ввела термин «искусство как терапия». Вместо того чтобы интерпретировать художественную работу с клиентом, как это делала Маргарет Наумберг, Крамер верила в действие процесса сотворения искусства и присущую ему эстетическую ценность в данный момент. Она была уверенна в том, что исцеляющему процессу арттерапии способствовала способность позволить процессу развернуться без малейшего вмешательства со стороны психотерапевта. Она оставила интерпретации психиатрам и психологам, с кем она обсуждала сессии и художественные работы. Она создала атмосферу художественной студии . Во времена моего студенчества в 70-е годы широко обсуждались процесс и последствия двух различных подходов в арттерапии; подход Наумберг, где арттерапевт являлся главным терапевтом, и подход Крамер, где арттерапевт был больше художником и предоставлял терапевтическую поддержку. После того как я практиковала в рамках обоих подходов на протяжении около 30 лет, я могу оценить значение каждого из подходов.

Первичный и вторичный процессы

Арттерапия включает то, что известно как два мыслительных процесса, и иногда называется первичным и вторичным. Первичный процесс связан с тем, что Фрейд называл катарсисом, потоком сдерживаемых или подавленных эмоций. В рамках терминологии Фрейда первичный процесс происходит, когда эго и суперэго, которые противопоставляются ид или бессознательному, либо обойдены либо расслаблены. Первичный процесс схож с процессом творчества в том, что присутствует свободный поток мышления (в терминологии Фрейда - «свободная ассоциация»), который проявляется во внешнем пространстве посредством образов.

В этой образности содержится как личный, так и универсальный смысл. Роль арттерапевта заключается в работе с этим образным и с пациентом для того, чтобы получить более глубокое понимание бессознательного материала, проявляющегося в процессе работы. Этот материал становится значимой частью терапевтической встречи и последующей реинтеграции и исцеления пациента от эмоциональной боли. Вторичный процесс воплощен в рассматривании, обсуждении, интерпретации художественной работы. Оба процесса рассматриваются как неотъемлемые составляющие успешной арттерапии.

Дальнейшее применение арттерапии

В области психического здоровья арттерапия используется как для диагностики, так и для лечения. Есть несколько доказанных инструментов оценки, которые помогают клиницисту в понимании умения справляться и вопросов психического здоровья будущих клиентов. Эти методы оценки довольно важны при постановке целей терапии и в последующей терапевтической работе. Клиенты, страдающие тревожным расстройством, при котором часто нарушен сон, и способность соблюдать ежедневный распорядок обычной жизни, что оказывает влияние на состояние здоровья и проблемы взаимоотношений, способны найти облегчение своего состояния с помощью арттерапии. Процесс рисования, лепки, живописи приносит физическое успокоение и зачастую ведет к более глубокому осознанию психологических причин имеющихся стрессовых факторов. Подобным образом, человек, страдающий депрессией, зачастую чувствует подъем сил и рассказывает о том, что чувствует себя в большей связи со своими чувствами, после полученного опыта арттерапии. Арттерапия используется в индивидуальной терапии, терапии семей, пар и групповой терапии. Известен эффект физического исцеления в случаях как детей так и взрослых. Всегда сохраняется потребность в проведении дальнейших исследований в этой области для того, чтобы обосновать подобный эффект, который имеет значительную силу, но в основном воспринимается с юмором.

Студия «На первом этаже»

Студия «На первом этаже», основанная в 2002 году,- это открытая художественная студия-арттерапевтический проект, созданная для взрослых, страдающих от слабовыраженных до острых симптомов психических болезней. Симптомы, такие как постстрессовое травматическое расстройство после смерти близкого, развода, травмы или значимой потери вплоть до депрессивных расстройств, биполярного расстройства и шизофрении. Студия «На первом этаже», расположенная в Вашингтоне, сформирована по модели программы студии «Наверху», образованной в Лондоне. Эта программа была организована более 15 лет назад арттерапевтом Клер Мэнсон и Джил Дуглас.

Джил сказала: «Вся жизнь может быть выражена через искусство». Эта фраза напоминает высказывание Шекспира «Весь мир театр». Это способ рассматривать искусство как великую объединяющую силу. В рамках художественного творчества наши отличия и предубеждения вдруг становятся интересными и ценными. Основная этика студии «На первом этаже» базируется на убежденности в том, что по своей природе мы все человеческие существа.

Наша способность с помощью искусства превращать невидимое в обозримое очень важна. Не важно, страдает ли пациент депрессивным расстройством или шизофренией, все проявления жизни одинаково ценны и важны. Арттерапия в контексте сообщества старается пошатнуть предубеждения и тактику терапии душевно больных, существующие в обществе. Как подход равенства, существующий в студии, так и результаты художественного творчества призваны исцелять человека, группу, сообщество и общество. В студию «На первом этаже» приходит рисовать, писать или заниматься лепкой примерно 20 человек. В то время, пока они там находятся, арттерапевты работают с их частными работами, оказывают помощь в технических вопросах и обсуждают все темы, которые возникают в процессе работы. Частью деятельности студии является постоянно продолжающийся процесс формирования художественного сообщества, рассматриваются сложности, возникающие при создании художественных объектов, а также превратности и настроения, сопровождающие душевные болезни. Члены студии часто говорят о том, что начинают ощущать большую уверенность в себе и доверие в своих взаимоотношениях за пределами студии. Их творчество становится предметом гордости и источником раскрытия своих новых сторон.

Пример арттерапевтического упражнения

Несмотря на то, что требуются долгие годы обучения и практики под руководством супервизора для того, чтобы стать арттерапевтом, будет интересно почувствовать, что же такое арттерапия. Так как арттерапия является мощным инструментом лечения, никогда нельзя допускать ее использования при наличии лишь малой осведомленности в этой области. Это упражнение подходит для использования только лишь изучающими арттерапию для того, чтобы понять потенциальные возможности арттерапии. Помните, что нет ни «правильного» ни «неправильного» способа делать это упражнение, все, что вы сейчас рисуете, хорошо. Постарайтесь не подвергать какой-либо оценке результат, а понять себя посредством его.

Для выполнения этого задания вам потребуется большой лист бумаги и цветные мелки или пастель. Найдите тихое место. Выберите первый цвет, который вы будете использовать. Совершая широкие движения всей рукой, сделайте круги и линии в воздухе. После некоторого времени опустите руку к бумаге и запечатлите эти движения на бумаге. Можно в это время закрыть глаза для того, чтобы дать телу возможность ощутить этот опыт. Постарайтесь на это время отключить ту часть своего мозга, которая могла бы оценивать качество рисунка. Позвольте себе пребывать в опыте переживания данного момента. Теперь отстраните руку с мелком от бумаги. В течение нескольких секунд посмотрите на рисунок и, не давая никаких суждений, и с открытым мышлением посмотрите на рисунок с разных перспектив. Поворачивайте рисунок во все четыре стороны до тех пор, пока вы не рассмотрите его со всех сторон. Во время рассматривания замечайте, какие зрительные формы вам видятся в этом изображении и записывайте их. После завершения выполнения этого задания, выберите один из этих образов. Сейчас вам предлагается оживить этот образ, используя другие цвета и линии, добавляя и усиливая линии до тех пор, пока образ не станет абсолютно ясным, и вы не закончите рисунок. Обращайте внимание на чувства, которые вы испытываете в процессе рисования, если появятся какие-то чувства, и на какие-то осознания, которые могут возникнуть при работе с тем образом, который вы выбрали. Для того чтобы оставаться в этом процессе, старайтесь не анализировать свой образ, а лучше поисследуйте его взаимоотношения с чем-то внутри вас, возможно на символическом уровне. Запишите 8-10 слов, которые отражают опыт, связанный с вашим образом. Для каждого из этих слов составьте предложение.

Это простой способ создания словесной картины или стихотворения, которые могут погрузить вас еще глубже в процесс посредством продолжающегося процесса творчества.

Упражнение Две Настенные Росписи

Настенные росписи – это большие образы, которые оказывают влияние на смотрящего. В процессе истории искусства настенные росписи использовались для отражения великих моментов и событий. В арттерапии мы используем создание настенных росписей для того, чтобы помочь людям работать вместе и осознать свою роль в этой работе. Работа обычно строится вокруг тем, возникающих в группе. Например, темы могут быть такими: наши семьи, жизнь в больнице, сновидения, фантазии о совершенной жизни и т.д. Вам потребуется достаточно длинный рулон бумаги, краски и другой материал для рисования. Разложите бумагу на полу или приклейте ее к стене. Позвольте группе (3-8 человек) принять решение в отношении темы. Работайте в тишине над созданием образа по этой теме. После завершения работы, дайте возможность каждому члену группы высказаться по поводу процесса изготовления рисунка. Кто были лидерами? Каким образом было разделено пространство бумаги? Что помогало работе происходить свободно? Кто почувствовал на себе давление и почему? Отображает ли созданный образ выбранную тему? Какие ощущения вызывает у вас завершенный рисунок? Эти вопросы обычно вызывают активное обсуждение группового процесса, что является интегрирующей составляющей терапевтического процесса.

Заключительные замечания

Эта статья является кратким описанием истории и практики арттерапии в США. Я надеюсь на то, что она приоткроет дверь в дальнейшее изучение этой темы, чтение и размышление о потенциале использования арттерапии как с взрослыми, так и с детьми в любых жизненных обстоятельствах. Самым лучшим советом, который я могла бы дать тем, кто хочет сделать арттерапию своей профессией, будет – погрузиться глубже в свое собственное художественное выражение. Рисуйте, пишите, лепите, танцуйте, пишите стихи. Это даст вам глубинное понимание того, каким образом искусство и творчество катализируют процесс исцеления эмоциональных ран. Искусство возникает в изменчивом процессе мышления где-то между логической мыслью и сумасшествием. Это эфемерное пространство, которое всегда ищет художник.


Калинина Т.Альбом с кляксами.
Арт-терапевтическая методика "Карта эмоций".
Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка.Исцеление через искусство
А. Бакушинский.Художественное творчество и воспитание
Иванова О.Л., Васильева И.И. Выразительные возможности цвета. Жёлтый, синий, красный.

Hosted by uCoz